Как-то раз группа антропологов проводила эксперимент "отсроченного удовольствия" (он же "зефирный эксперимент") среди одного островного народа, до прихода белых колонизаторов пребывавшего в не очень позднем неолите. Часть туземцев в нём же и оставалась к приходу любознательных экспериментаторов, а часть уже жила в пригородах, понемногу приспосабливаясь к контакту с цивилизацией. Из плодов которой счастливые дикари более всего ценили бульонные кубики. Их же и предлагали испытуемым на выбор: сразу один или с отсрочкой больше. Цену отсрочки увеличили в пять раз, повышая её привлекательность. Но заинтересовать этим удавалось только "почти городских": более половины из них соглашались потерпеть ради получения пяти вожделенных кубиков. Их собратья, жившие на лоне природы по законам предков, оставались непреклонными: любому количеству кубиков завтра они предпочитали один без ожидания.
Нет, они не были настолько тупыми, чтобы не понять, что пять лучше одного. Но в представлении их племени избыток еды не мог быть чьей-то собственностью. Один честно добытый бульонный кубик каждый может съесть сам, а что сверх того – это в общих котёл. Так какой смысл ждать пяти кубиков, из которых тебе лично всё равно достанется только один.
В пригородной общине добычу тоже нельзя было утаивать – неприлично. Но уже были нюансы: считалось справедливым оставить себе меньше половины, а остальным поделиться по собственному усмотрению. Два кубика плюс возможность распорядиться своей собственностью (подарить три от себя, кому хочешь) – уже достаточный стимул для ожидания. В их случае традиционный порядок, препятствующий появлению собственности, был взломан пришедшей извне цивилизацией – в контакте с ней появилось представление о "моём" и "твоём". Без этого, естественным путём, для взлома "общинных приличий" может не хватить и десятков тысячелетий. Колёса Истории не только медленно мелют, они иногда совсем останавливаются.
Частная собственность с 19 века стала жупелом для марксистов, всех левых и левачествующих либералов: уничтожь, мол, её, и исчезнет эксплуатация бедного человека жадным человеком-капиталистом! Иные даже не возражали вернуть всё человечество в счастливое дикарство. В котором ни у кого не будет стимула даже лишний банан сорвать не для себя, не говоря о производстве вредных для здоровья бульонных кубиков. Ходи себе по джунглям в набедренном прикиде из листьев и наслаждайся свободой в прекрасной первозданной природе!
Многим и сейчас эта идея нравится.
! Орфография и стилистика автора сохранены